Содержание статьи:
Наш сегодняшний герой – автор легендарной «машины боевой» Т-34, маневренной и мощной машины, символа Победы СССР во II Мировой войне. Вехи биографии и причины смерти Михаила Кошкина – в этой статье.
Михаил Ильич Кошкин
Удивительная судьба будущего конструктора легендарного танка Т-34 открыла первую страницу 3 декабря 1898. Михаил Кошкин происходил из бедной крестьянской семьи, отец помимо земледелия занимался промыслами. Однако в 7-летнем возрасте Миша и его брат с сестрой остались сиротами, поднимать их пришлось матери в одиночку. А наш герой, чтобы хоть как-то помочь ей, рано начал зарабатывать.
В 14 юноша нанялся в подмастерья на столичную карамельную фабрику (теперь «Красный Октябрь»). А когда началась Первая Мировая война, примкнул к Красной Армии, долго воевал. За свои положительные качества настоящего бойца и лидерские способности Михаил попал в число политработников руководящего уровня. После демобилизации по состоянию здоровья Кошкин отправился в Коммунистический университет имени Свердлова в Москве. По окончании вуза молодой перспективный активист возглавил предприятие по производству сладостей в Вятке. Здесь наш герой обрел семью и наладил быт.
Михаил Кошкин второй слева
В 1929 методом «случайного тыка» Кошкина выбрали в число будущих студентов Ленинградского политеха. Так партийный активист поехал осваивать новую специальность: «Автомобили и тракторы». Стране нужна была военная техника нового поколения, требовались специалисты, коим спустя некоторое время и стал Михаил Ильич. Будучи студентом, Кошкин устроился в конструкторское бюро Кировского завода, изучал зарубежные достижения, пытался привнести новшества в отечественную промышленность и начал вынашивать идею разработки образца супер-танка.
Команда Кошкина
Странно, как в судьбе знаменитости протянулся мостик от кондитера до конструктора и потом до замначальника конструкторского бюро. Молодой талантливый техник приложил руку к производству Т-29 и Т-111, за это был отмечен Орденом Красной Звезды. А в 1946 гений встал у руля танкового КБ Харьковского завода № 183. Став преемником талантливого, но опального Афанасия Фирсова, Кошкин испытал немало неприятностей, связанных со слухами о присвоении Михаилом заслуг предшественника.
Михаил Кошкин в Вятке
Именно при Кошкине усилился кадровый состав бюро, нарастились скорость и объемы текущего серийного производства, произошла модернизация ходового «монстра» БТ-7. К 1937 команда конструктора, опираясь на международный опыт развития боевой техники и талантливые разработки отечественных соратников, представила качественно новую машину: колесно-гусеничный танк с противопульной броней, высокой проходимостью, несравненной маневренностью, значительной ударной мощью.
Т-34
Несмотря на откровенную неприязнь военных-практиков, Кошкин получил от самого Сталина наказ выпустить модель и провести ее испытания. После первых проб к 1940 технику доработал и усовершенствовали. Преданный делу Кошкин практически жил в цеху.
К тому времени конструктор в промозглых цехах заполучил сильную простуду. Но отговорить его от самоличного участия в невероятном многокилометровом танковом пробеге было попросту невозможно. На дворе стояла зима, а Кошкин лично пилотировал свое «детище» на смотрины. Представив пред государственными мужами свое творение, впоследствии ставшее легендой, разработчик угодил «вождю народов».
Т-34 на Красной Площади
А вот состояние здоровья ученого-практика стало вызывать серьезные опасения: непрекращающийся ужасный кашель свидетельствовал о глубокой пневмонии. Рекомендации заняться восстановлением своего организма фанатичный гений пропускал мимо ушей. В ходе дальнейших испытаний Т-34 с Кошкиным на борту преодолел еще 3000 км. В пути мужчина самолично помогал вытаскивать технику из ледяной воды, куда она случайно угодила. И все же конструктор провел свое творение через все испытания и заслужил право начать серийное производство.
Легендарный пробег
Едва конструктор-испытатель вернулся домой, его поместили в больницу. Диагноз докторов был неутешительным: запущенное воспаление легких. Несомненно, медики бы поставили на ноги талантливого техника, если бы он не позволял себе сбегать из стационара на завод, не выпуская из-под контроля старт «серии». Недуг обострился, на помощь местным врачам спасать практически народного героя прибыли лучшие столичные умы. Кошкин лишился одного легкого и получил направление на курс реабилитации в санаторий. Вот только необратимые последствия, несовместимые с жизнью, в ослабленном и истощенном организме уже начались и позже привели к смерти нашего героя.
Его смерть стала невосполнимой потерей для всего государства. И что бы там не говорили злопыхатели, ему удалось создать танк, который уже спустя несколько лет сыграл одну из решающих ролей в победе российского народа над фашизмом. А Гитлер открытым текстом объявил мужчину своим личным врагом — так сильно его боялся. Так что свой бой наш герой все же выиграл.
На похороны Михаила Кошкина собрался весь завод. Многие деятели из числа советского руководства почтили память конструктора своим присутствием, во время траурной панихиды сказали немало теплых слов и поблагодарили гения за подарок армии.
Памятник Михаилу Кошкину
Могила Михаила Кошкина в Харькове была стерта с лица земли в период оккупации.
Один из военных современников позже напишет:
Кто в 1939 году мог подумать, что лучший танк Второй мировой будет производиться в СССР? Т-34 был лучшим танком не потому, что он был самым мощным или тяжелым. Но он был очень эффективным для той войны.
В 1942 Михаилу Ильичу было посмертно присвоена Сталинская премия, а спустя полвека после того, как умер создатель Т-34, он стал Героем Социалистического Труда.
Памятная доска, установленная вместо могилы Михаила Ильича
Только авторизированные пользователи могут добавлять фотографии.
Авторизация/Регистрация за 10 секунд